воскресенье, 26 февраля 2017 г.

МЫ С ТОВАРИЩЕМ РАБОТАЛИ... Глава 30. О пароходах ССРЗ в Великом Устюге. Конспект Лоция ВВП. Перекаты



Мы еще плохо знали судозавод, - рассказывал Франц. - Водили нас осенью на экскурсии, но что для новичка одноразовая прогулка вдоль вставших на зимовку пароходов ! Только после с того вечера с Иваном Прокопьевичем Белоцерковским что-то во мне изменилось, появился профессиональный интерес, оказалось, даже буксиры, с первого взгляда - одинаковые, отличаются друг от друга... Самые мощные - пароходы проекта 732. Их в Устюге называли гордо "генералами". А не все и именами генералов названы были...Но, так повелось... Их в затоне -семнадцать числилось.
Все во время плавпрактики в тетрадочку записаны...Больше на Двине нигде таких не было. Правда, позже узнал: в бассейновом управлении пути (БУПе) - два таких парохода работало. Как-то летом побывал на одном из этих буксиров. Назывался он "Волна". Сразу заметил: кроме окраса надстройки - она белая,- есть много различий в качестве постройки. Мощный фальшборт, более крепкие кнехты, сама надстройка качеством в лучшую сторону отличается...Много было таких отличий..
Оказалось, построены эти два путейца ( второй, кажется "Буран" назывался) - в Венгрии. И работали они на Дунае. Но, там флот менялся на дизельный быстрее, и стали с "голубого Дуная" "генералов", которые там и не назывались-то "генералами", перегонять на Волгу, на Каму, вот два на Двину привели. Проблемно это было сделать. Ни в Северо-Двинский канал, ни в ББК не помещались по ширине эти пароходы. Даже в ББК шлюз 14 метров шириной, если не путаю. А у буксиров проекта 732 ширина с обносами была - 17 метров. Демонтировали обносы. Опыт имелся. Ведь в конце 1940-х - начале 1950-х все семнадцать "генералов" на Двину привели из Перми через Северо-Двинскую систему, по Сухоне. Обносы демонтировали.
Тема эта у меня - достаточно изученная. Дома материала о перегонах - целая коробка. Заканчивай про мою учебу в Устюге. Привезу ту коробку, работай, изучай. У тебя времени свободного - воз и тележка. Это мне, рашен- пенсионеру так до конца дней своих работать и суждено. Некогда мемуары писать. А ведь мечтал: выйду на пенсию... Не случилось. Подачку убогую, которой только на скромное пропитание хватает, и пенсией-то язык не поворачивается назвать...


               рис. 34. Схема естественного спрямления излучины.
                             1. -начало образования прорвы.
                             2 - образовавшаяся судоходная прорва.
                             3 - затон.
                             4 - староречье.
                             5 - прорва, превратившаяся в главное русло.
                             6 - пойменные озера.




                  рис. 39.              Общая схема переката.

                              1 -  верхняя коса ( пески )
                              2 -  нижняя коса ( пески)
                              3 -  верхняя плесовая лощина.
                              4 -  нижняя плесовая лощина.
                              5 -  ширина седловины.
                              6 -  корыто.
                              7 -  напорный скат.
                              8 -  подвалье.
                              9 -  гребень.
                             10 - фарватер.
                             11-  срезочный урез.
                             12 - изобаты.
                             13 - затонская часть нижней плесовой лощины.
                             14 - наименьшая глубина на фарватере.
                             15 - длина седловины.



             Схемы нормального слива воды и свала воды через перекаты.

          I.   Нормальный слив воды.
         II.   Свальное течение.
              1, 2 - верхняя и нижняя косы.
                  3 - корыто.
                  4 - направление нормального слива воды ( главная струя)
                  5 - верхняя ( входная ) пара бакенов.
                  6 - нижняя ( выходная ) пара бакенов.
                  7 - гребень.
                  8 - судно на правильном курсе.
                  9 - направление свала воды.
                10 - обычные бакены.
                11 - свальный белый бакен.
                12 - судно на мели на верхней косе.








           Газета "Речник Севера" 19 июня 1962 года. 55 лет прошло. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий