Мы еще плохо знали судозавод, - рассказывал Франц. - Водили нас осенью на экскурсии, но что для новичка одноразовая прогулка вдоль вставших на зимовку пароходов ! Только после с того вечера с Иваном Прокопьевичем Белоцерковским что-то во мне изменилось, появился профессиональный интерес, оказалось, даже буксиры, с первого взгляда - одинаковые, отличаются друг от друга... Самые мощные - пароходы проекта 732. Их в Устюге называли гордо "генералами". А не все и именами генералов названы были...Но, так повелось... Их в затоне -семнадцать числилось.
Все во время плавпрактики в тетрадочку записаны...Больше на Двине нигде таких не было. Правда, позже узнал: в бассейновом управлении пути (БУПе) - два таких парохода работало. Как-то летом побывал на одном из этих буксиров. Назывался он "Волна". Сразу заметил: кроме окраса надстройки - она белая,- есть много различий в качестве постройки. Мощный фальшборт, более крепкие кнехты, сама надстройка качеством в лучшую сторону отличается...Много было таких отличий..
Оказалось, построены эти два путейца ( второй, кажется "Буран" назывался) - в Венгрии. И работали они на Дунае. Но, там флот менялся на дизельный быстрее, и стали с "голубого Дуная" "генералов", которые там и не назывались-то "генералами", перегонять на Волгу, на Каму, вот два на Двину привели. Проблемно это было сделать. Ни в Северо-Двинский канал, ни в ББК не помещались по ширине эти пароходы. Даже в ББК шлюз 14 метров шириной, если не путаю. А у буксиров проекта 732 ширина с обносами была - 17 метров. Демонтировали обносы. Опыт имелся. Ведь в конце 1940-х - начале 1950-х все семнадцать "генералов" на Двину привели из Перми через Северо-Двинскую систему, по Сухоне. Обносы демонтировали.
Тема эта у меня - достаточно изученная. Дома материала о перегонах - целая коробка. Заканчивай про мою учебу в Устюге. Привезу ту коробку, работай, изучай. У тебя времени свободного - воз и тележка. Это мне, рашен- пенсионеру так до конца дней своих работать и суждено. Некогда мемуары писать. А ведь мечтал: выйду на пенсию... Не случилось. Подачку убогую, которой только на скромное пропитание хватает, и пенсией-то язык не поворачивается назвать...
рис. 34. Схема естественного спрямления излучины.
1. -начало образования прорвы.
2 - образовавшаяся судоходная прорва.
3 - затон.
4 - староречье.
5 - прорва, превратившаяся в главное русло.
6 - пойменные озера.
рис. 39. Общая схема переката.
1 - верхняя коса ( пески )
2 - нижняя коса ( пески)
3 - верхняя плесовая лощина.
4 - нижняя плесовая лощина.
5 - ширина седловины.
6 - корыто.
7 - напорный скат.
8 - подвалье.
9 - гребень.
10 - фарватер.
11- срезочный урез.
12 - изобаты.
13 - затонская часть нижней плесовой лощины.
14 - наименьшая глубина на фарватере.
15 - длина седловины.
Схемы нормального слива воды и свала воды через перекаты.
I. Нормальный слив воды.
II. Свальное течение.
1, 2 - верхняя и нижняя косы.
3 - корыто.
4 - направление нормального слива воды ( главная струя)
5 - верхняя ( входная ) пара бакенов.
6 - нижняя ( выходная ) пара бакенов.
7 - гребень.
8 - судно на правильном курсе.
9 - направление свала воды.
10 - обычные бакены.
11 - свальный белый бакен.
12 - судно на мели на верхней косе.
Газета "Речник Севера" 19 июня 1962 года. 55 лет прошло.
Комментариев нет:
Отправить комментарий