понедельник, 20 февраля 2017 г.

МЫ С ТОВАРИЩЕМ РАБОТАЛИ...Глава 28. Старый механик. Конспект "Лоция ВВП" Осередки.



                                 Морозное утро в Великом Устюге.

В очередной наш скайп- чатинг я спросил Франца о папке с вырезками из газет "Речник Севера" и "Речник Сухоны", где под короткими заметками о пароходах Сухоны и Северной Двины стояла фамилия судового механика Ивана Белоцерковского.
- Не поверишь, все эти вырезки я собрал уже в Ленинграде. Переписывался с несколькими парнями из Устюга, по-прежнему дружил с Ильей и Грэем.
Они-то и присылали мне иногда номера газет Сухонского и Северного речных пароходств.
В Ленинграде я долго скучал по Устюгу, по Двине. Река  заполонила душу и осталась там навсегда. Поэтому спустя пятнадцать лет, будучи уже старпомом на балтийском лесовозике, я вдруг потянулся к теплоходикам на Неве. Ваши длинные и баржеобразные "Волго-Балты" вдруг стали интересны тем, что уходили вверх по реке. 
В мореходке меня так и дразнили "речник". Там собрались романтики-мареманы, речной флот игнорирующие. И среди них -я, речник с Северной Двины. То, что вторую навигацию я  трудился на онежском буксире, в расчет тоже не принимали. На карте Онего - совсем маленькое, меньше Финского залива. Да еще и пресноводное. 
Постепенно, когда заметили, что моряк я не хуже всех этих вчерашних школьников, появились "респект и уважуха". А я ударился в хобби- стал собирать все о Сухоне и Северной Двине: газетные вырезки, фотографии, книги.
Началось же мое увлечение еще в Устюге. Как-то Вася предложил: "Давай-ка, дружище, немного отдохнем от учебы. У меня есть место интересное: домик на Пушкарихе, ближе к центру, где живет капитан, у которого я в прошлую навигацию трудился. Интересный старикан. Рассказывает много интересного. А его механик -тот вообще - " ходячая энциклопедия". 
Так я познакомился с Иваном Прокофьевичем Белоцерковским, механиком пассажирского парохода "А.С.Пушкин". Вот одна из вырезок газетных об этом человеке.

В "Водном транспорте" от 4 апреля 1978 года устюжанин В.Лушников опубликовал заметку "Жизнь,отданная реке".

Есть на Севере старинный русский город Великий Устюг. Известен этот небольшой город, расположенный на высоком берегу при слиянии рек Сухоны и Юга, именами знаменитых первопроходцев Ерофея Хабарова, Семена Дежнева, Владимира Атласова, Василия Шилова..
На набережной Устюга стоит маленький деревянный домик, в котором живет речник Иван Прокопьевич Белоцерковский. Вся его жизнь прошла на реке. Еще мальчиком он поступил на колесный пароход "Ярославец" масленщиком. А последние 20 навигаций плавал механиком на грузопассажирском пароходе "А.С.Пушкин". Выйдя в 1964 году на пенсию, Белоцерковский в течение десяти лет был сменным механиком.
За безупречный долголетний труд на речном флоте Иван Прокопьевич награжден орденом Ленина, многими медалями. Ему присвоено звание лучшего механика Министерства речного флота, вручался значок отличника социалистического соревнования МРФ.
И.П.Белоцерковский - живая история Северного речного пароходства, свидетель незабываемых перемен на водном транспорте. Вот уже не один десяток лет Иван Прокопьевич неутомимо и настойчиво собирает и систематизирует фотографии старых пароходов, которые работали когда-то на линии Котлас- Архангельск.
В домашнем архиве ветерана-речника собран огромный материал по становлению речного флота на Севере.
Иван Прокопьевич многие годы сотрудничает с бассейновой газетой "Речник Севера". Читатели с большим интересом встречают его публикации по истории флота, которые всегда сопровождаются редкими фотоснимками.
Стараниями Белоцерковского составлен альбом флота, участвовавшего в боях с интервентами и белогвардейцами в 1918-1919 годах. На этих снимках- суда Северодвинской флотилии "Мурман", "Могучий", "Любимец","Учредитель" и другие. Ветеран составил также список северян-речников, освобождавших Север в героические годы гражданской войны. Этот альбом Иван Прокопьевич передал в Архангельский областной краеведческий музей.
Недавно Ивану Прокопьевичу Белоцерковскому исполнилось 80 лет. От всей души хочется пожелать ему доброго здоровья и бодрости. Вся его жизнь, отданная родной реке,- завидный пример для молодых водников."
 
 

 А это - фотография, точнее - комментарий к фото Ивана Прокофьевича.
Был он тогда уже на пенсии, но еще работал. Капитан, которого Вася называл по-отчеству  Федорыч, вытащил из шкафчика бутылку водки, огурцы, капусту, хлеб нарезал. И весь вечер Иван Прокофьевич рассказывал нам о пароходах. С тех пор и я стал собирать все, что касалось судоходства на реках-красавицах: Сухоне и Двине.

                                  СХЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОСЕРЕДКОВ.

  I.  Осередок из шалыг.
 II.  Осередок из косы.
III.  Осередок на майдане.
     1. Верхняя коса.
     2. Нижняя коса.
     3. Судно на мели.
     4. Шалыги.
     5. Осередок на месте шалыг.
     6. Фарватер до посадки судна на мель.
     7. Фарватер после снятия судна с мели.
     8. Рынок гор.
     9. Коса.
    10. Подмываемый берег.
    11. Осередок из косы.
    12. Главная река.       ( обозначения к предыдущему уроку 

Заструга - небольшой клиновидный вал, отходящий от более крупного песчаного отложения наискось.

Коса - ( песок) клинообразное более или менее значительных размеров отложение наносов в русле, примыкающее основанием к выпуклому берегу, а вершиной направленное наискось в сторону противоположного берега.

Побочни - песчаная отмель, примыкающая к вогнутому берегу.

Высыпки - отложения наносов, образующиеся в результате выноса частиц грунта из речек и оврагов.

Шалыга - небольшой песчаный подводный бугорок из наносов вследствие посадки судна на мель и т.п. 

Осередок - надводное или подводное сооружение, обтекаемое течением и не имеющее растительности.

Остров - большой осередок, имеющий растительность.

  .

 Страница 81 из учебника "Общая лоция ВВП" автор И.Ф.Попков. М., 1962 .

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий