Наступила настоящая зима. Давно живший на юге страны Франц все же две зимы провел в вологодской деревне и знаком был с настоящими морозами. Да и родился парень в питерской глубинке, в местах, где ядреные морозы не редкость.
- Но, поверь, в Устюге морозы особые. Почти сибирские. Черное небо в декабре, желтый свет окон бревенчатых изб, белые столбы дыма над трубами. Стужа. Хорошо, был у меня китель да свитер. Холодная ремеслуховская шинелька совсем не грела...Я уже рассказывал тебе, что шинельки наши очень отличались сукном от тех, что выдавали в речном училище. Я как-то к Грэю пришел, в кубрике шинельку снял, курсачи сразу разницу заметили: ремесло одевают похуже, чем нас, В-УРУ-шников. Шинель-то совсем ситцевая !
Позже, когда в ленинградской мореходке учился, ходил в шинели истинно матросской. Речникам шинели выдавали двубортные, можно сказать офицерского покроя.. В том числе, и в ремеслухе. Качеством похуже, но покрой тот же- двубортный. А в мореходке у нас были на осень и весну бушлаты, как у военных моряков. А зимой - матросские шинели. С крючками и пуговицами - пустышками. Для красоты. Но матросские шинели были толстого сукна и мы в них не мерзли.. А вот шинелька в ремеслухе своей тонкой тканью запомнилась...
А еще запомнились танцы в речном училище. В субботу вечером. Рослые пятикурсники - они учились последний год, потом обучение сократили до трех лет и семи месяцев ( четыре курса).
Однако, улыбнулся Франц,- все равно и я на пятом курсе поучился. В мореходке..
Но, продолжу про танцы. Запомнились они проникшей в душу тогда песней:
У причала, где снуют катера
Суждено мне свой покой потерять.
Здесь, где ветры спят, много есть ребят,
Только нет здесь тебя.
Ты в краю, где океан за кормой
Да солёный ветерок озорной.
Где не зная сна бьётся в борт волна
Высока и сильна
Это не дождь шумит
Это не гром гремит
Это моя печаль
чайкой к тебе летит
Не встречаю я в порту корабли
я ведь знаю, что сейчас ты вдали
Ты в седых морях, грозовых штормах
И в моих ты мечтах.
Ты из плаванья придёшь в октябре,
Будет так же капать дождь во дворе.
Мы с тобой вдвоём на причал придем
И без слов все поймём.
Это не дождь шумит
Это не гром гремит
Это в глазах слезой
Радость моя блестит.
Курсантов - полный зал. И девчонок. И "ты из плаванья придешь в октябре.." Я ведь в первую мою навигацию пришел из плаванья именно в октябре. Посему запомнил на всю жизнь и эту песню, и те танцы в речном училище.
Были и у нас в ремеслухе танцы. Там - самая хитовая песня была- про усталую подлодку. Тогда она нас всех воодушевляла. Вот, не знаю, совпадение это или что-то нам недоступное: ведь мой первый капитан Петр Иванович Марьинский день в день родился в октябре как и я, только на 20 лет раньше. А через 15 лет после моего появления на свет, тоже день в день родился близ того самого городка Красавино паренек, закончивший нашу ремеслуху, естественно, на 15 лет позже и, как принято было о его подвиге писать, "спасший мир от ядерной катастрофы". Тот самый матрос Сергей Преминин, навечно оставшийся на гибнушей АПЛ К-219 3 октября 1986 года в Саргассовом море. Лодка тогда горела и Сергей ценою собственной жизни предотвратил взрыв. Лежит сейчас тот атомоход на глубине 5500 метров. И там же - все, что осталось от устюгского паренька Сергея Преминина...
А тогда и в речном и в ремеслухе звучала бередящая юные души будущих речников -моряков песня:
"На пирсе тихо в час ночной. Тебе известно лишь одной. Когда усталая подлодка.Из глубины спешит домой."
Отвращение к ВМФ появилось у меня значительно позже. Тогда, в Устюге, все виделось глазами юного щенка, восторженно взиравшего на незнакомый и восхищающий мир..
22. 11. 1967.
ГЛИНИСТЫЕ (ПЕЧИНИСТЫЕ) И КАМЕНИСТЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РУСЛЕ.
1. Печина.
2. Полица.
3. Гряда.
4. Порог.
5. Огрудок.
6. Опечек.
7. Камень - одинец.
стр. 83-84. рис. 31.
Зима в Великом Устюге. Советский проспект - главная улица
города. Адрес ГПТУ-4 - Советский проспект 200.
Комментариев нет:
Отправить комментарий