Зима в Великом Устюге. Набережная реки Сухоны.
- Франц, как я понял, после ГПТУ ты в Устюге никогда больше не был ?
- Был однажды. Уже в конце 1990-х. Когда в моря ходил, отдыхать в отпуск на Украину ездил, на теплое Черное море. Не принято было в те времена по северной глухомани путешествовать. Жена к Устюгу никакого отношения не имела,город этот ей был совершенно неинтересен. Но, однажды поехали мы с Ильей. На машине. Дорога утомила. Асфальт - как после бомбежки. Но красота ! Сухона - прежняя, увы,почти без флота. Редкий катерок протащится. А в районе Устюга - совсем река обмелела. Училище, которое ГПТУ, закрыли. Там сейчас вечерняя школа. Здание узнаваемо, конечно. Завод - разорен, цеха разгромлены, все растащено, а самое печальное - будто Мамай прошел по заводу. Ведь вот, понимаешь, я - совсем не в восторге был от коммунистического правления.Но, здесь - без политики. Человеческий труд. Люди, кто там работал, завод свой любили, целые династии там трудились. Душу вкладывали.
Подарили мне старые знакомые книгу местного краеведа Николая Кудрина. Много там интересного о заводе:
И вот - нет завода, не сохранилось ни одного старого парохода, все уничтожено.
Тяжело было все это видеть..
Ну, а речное училище - работает. Зашли. Для Ильи это - альма-матер. А я как-то не проникся. ГПТУ мне родное в Устюге.
С тем и уехали. Фоток много наделали. Разных. Есть в городе красивые места. Церквухи отремонтировали многие. Некоторые старые дома отреставрированы. Но у меня перед глазами - уничтоженный завод.
- А там ведь еще "Родина Деда Мороза" есть. Что, даже не посетили ?
- Нет. Это не мое. Да и Илья не горел желанием "родину" эту видеть.
Уехали на следующий день. "Никогда не возвращайтесь в прежние места"- это о той поездке. Боль до сих пор. Ведь в Устюге - это как первая любовь.
В 1883 году судовладелец из Тотьмы М.Х.Кондаков стал строить в своих мастерских пароходы. Корпуса изготовляли из дерева. Построили "Манифест" с машиной в 120 сил, и пароход "Слуга" с машиной в 24 л.с. Котел "Манифеста" выписали из-за границы, у "Слуги" котел изготовили тотемские умельцы. В следующем году построили пароход "Тотьма". Его машина в 160 сил также была изготовлена в Тотьме. В том же году построили пароход "Крестьянин". Корпус был металлическим, машина имела мощность 160 л.с. На этом судостроение в Тотьме закончилось. М.Х.Кондаков обанкротился и уже в Устюге судовладелец Пец строит на свои средства пароход "Конкордия". Корпус был деревянным, а машина имела 24 л.с. Второе однотипное судно "Фаворит" имело еще более маломощную машину-всего 18 л.с. Первый пароход, построенный на месте работавшего до середины 1990-х годов Велико-Устюгского ССРЗ - пароход "Родина" с машиной в 60 л.с. и "Крым"- 160 сил. Оба парохода были пассажирскими.
( По материалам газеты "Речник Сухоны" периода 1970-х годов. Автор И.Белоцерковский.)
28 ноября 1967.
КАМЕНИСТЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РУСЛЕ.
Гряда - каменистое отложение от одного берега к другому или каменистая коса, преграждающая русло частично.
Огрудок - каменистый осередок, вытянутый вдоль русла.
Камень-одинец - одиночный камень значительных размеров, отдельно лежащий в русле.
Порог - скалистая гряда, скопление камней во всю ширину реки, вызывающее подпор и перепад воды в особенности при низких уровнях.
рис.31. Схемы каменистых участков русла.
I. гряды.
II. огрудки.
1. - поперечная гряда.
2. - каменная гряда.
3. - камень-одинец.
4. - канал, расчищенный в гряде.
5. - огрудки с песчаными осередками.
6. - перекат.
Схемы различных изгибов речного русла.
I. Извилина.
II. Излучина.
III. Колено.
IV. Лука- излучина.
V. Лука-извилина.
Сухона в районе Великого Устюга. Лето. Навигация. Брандвахта. Мостки
для полоскания белья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий