Городок Красавино недалеко от Великого Устюга. Льнокомбинат. Пригородный колхоз "Красавино".
Колхоз "Красавино" разместил группу № 76 в частных домах. Там, где и без того непохожий на город населенный пункт, выглядел совсем по-деревенски.
- Парни, а ведь в Красавино баб немеряно!- сообщил радостно устюгский новоиспеченный ремесленник Серега. - После картошечки вечерком побродим по общагам ткачих !
- А Иван Михайлович в город запретил мотаться, - робко заметил Никола. Тоже из устюгских.
Франц понемногу знакомился с коллегами по училищу. Иногородние, особенно те, кто не прошел по конкурсу в речное училище, старались не использовать слово "ремесленник", оставшееся в наследство ГПТУ от некогда существовавшего на месте профтехучилища училища ремесленного. Хотелось быть курсантами. Правда, мастера производственного обучения и преподаватели, слово "курсант" в отношении подопечных не употребляли.
Те парни. кто был из Устюга, наоборот, подчеркнуто использовали в отношении училища слово "ремеслуха" и себя с только им понятной гордостью называли"ремесло".
Позже Франц узнал от преподавателя Николая Николаевича, почему училище бессменно величали в Устюге "ремеслухой". Кол Колыч, как кратко в своей среде величали парни самого любимого преподавателя, тоже был местным, устюгским. Закончил он речное училище, но семейные обстоятельства заставили уже опытного судоводителя сменить мостик парохода на кабинет судовождения в ГПТУ-4.
Иван Михайлович, преподаватель, отправленный в колхоз с группой 76 вел в училище предметы механического цикла: устройство паровых котлов , паровые машины, технику безопасности и даже такой странный предмет, как научная организация труда.
Серега Стариков среди парней выделялся веселым характером, отсутствием комплексов и почти девичьей красивостью черт лица. По всему было видно: Серега - начинающий бабник. И инициатива посещения общаг, где обитали ткачихи льнокомбината, была Серегиной инициативой, впрочем тех, кто вечером пожелал остаться в избе - общаге, не наблюдалось.
На поле работал трактор с копалкой, за ним и шли по выделенному каждому участку сборщики клубней. Учет вел преподаватель, записывая количество собранных ящиков.
Несколько первых дней после работы идти никуда не хотелось, но потом парни стали втягиваться в работу и вот через неделю вспомнили про идею побывать у красавинских девчат.
"Устюг славится церквями, а Красавино - "лебедями", - выдал Серега устюгский фольклор.
- Полно этих самых "лебедей" по общагам. Надо идти знакомиться, согласился Толик Прилуцкий, тоже "городской", как между собой стали парни называть устюгских.
Несколько вечерних вылазок в город были вполне удачными, но местные красавинские "самцы" уже готовили побоище.
Доходягам- салагам из "ремеслухи" пришлось ретироваться.
Наутро о драке узнал Иван Михайлович. В отличие от Шкентеля, он сам разобрался в происшествии досконально. Франц изрядно струсил: ведь директор Георгий Витальевич предупреждал !
Иван Михайлович подолгу говорил с каждым участником драки. Он все же отправил двоих парней в училище за документами на вылет.
Вероятно, те двое ( не устюгские, но и не деревенские парни ), вели себя крайне дерзко. Это было заметно по их поведению.
- Во наглые, - бурчал Серега, виноваты, так и скажите ! А то, корчат из себя героев Куликовской битвы !
- Да, Серега, кажется пронесло нас с тобой, улыбнулся Франц. Я, честно, говоря, сильно струхнул. Меня ведь за драку из речнухи выперли. Спасибо Ивану Михайловичу, не вспомнил мне условие: до первого нарушения.
- Там ты был "победителем". Слышал я про вашу драчку. Устюг-город маленький. Тебе повезло, что парень тот был не местный... А здесь нас местные шуганули...Даже фонари некоторым засветили. Не мудрено, только наша изба в город и моталась. Восемь человек. А красавинских собралось человек двадцать. Не любят в Красавино речников.
- Так мы же - "ремесло" !
- А им - без разницы. Они в таких тонкостях плохо разбираются.
После этого случая группе строго-настрого запретили бывать в городе.
Впрочем, неугомонный и востребованный у девчонок Серега быстро сориентировался и обнаружил в соседней избе троих симпатичных девушек-практиканток медучилища.
Буквально дня через два троица самых шустрых, в том числе и Франц, уже числились постоянными вечерними визитерами избы, где жили будущие фельдшерицы.
А те, дабы чем-то развлечься. предложили парням окрасить будущих рулевых - судомашинистов марганцовкой в очень красивый бурый цвет. Не полностью - только волосы.
Смена окраса, к моменту возвращения в Устюг, ставшего необычно ярким, конечно же была замечена Иваном Михайловичем. Но, к этой выходке преподаватель отнесся вполне лояльно.
Положительным моментом в ГПТУ было и то, что учащихся первого года обучения, в отличие от речного училища, не стригли наголо. Требовалась короткая стрижка под "полубокс".
Дни летели незаметно, в конце месяца начались дожди и работали первокурсники на поле совсем мало. Девчонки - медики оказались веселыми и компанейскими подругами. Когда пришло время расставаться, девушка Зоя, которой Франц явно приглянулся, даже подарила ему фото с надписью, где намекала на продолжение дружбы.
Однако. после практики, ее распределили в Коми АССР и на этом все закончилось.
А в Устюге Франца ждала совсем новая, впрочем, вовсе не похожая на рассказы о речном училище и мореходке, простая и одновременно трудная учебная жизнь.
Красавино в 1960-е годы.
Картошка - картошка... Как-то так было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий