четверг, 15 декабря 2016 г.

МЫ С ТОВАРИЩЕМ РАБОТАЛИ.. Глава 3. ГОРОД ВЕЛИКИЙ УСТЮГ. ЗНАКОМСТВО ЗАОЧНОЕ. ИЛЬЯ РАССКАЗЫВАЕТ.







Рассказал мальчишкам Илья про "судоводов" и "путяг", про злобного командира роты Шкентеля. Объяснил, что шкентель - короткий кусок троса на судне. Шкентелями обзывают коротышек, каковым Шкентель и являлся. А коротышки редко бывают благородными и добросердечными. Этот вывод Ильи полностью относился к ротному Шкентелю - существу с душой въедливого и недоброго "сундука". 
Вот "сундук" - это уже из военно-морского флота. Сверхсрочник, значит. Кладовщик, боцманюга, хранитель краски, ветоши и новых бушлатов. Самый страшный "сундук" - тот, кому командовать людьми поручают. Вот и Шкентель таковым был. Ротой в училище командовал. "Сушил и на солнышке развешивал" курсачей. Поймал первокурсника с сигаретой -наряд вне очереди. После отбоя в кубрике возня - весь кубрик - по наряду. Самовольно в город урулил - два наряда на первый раз....

Доставалось Илье от Шкентеля. И гальюн драил за курение. Гальюн - громко сказано. Это на судне - гальюн. В Устюге только в учебном корпусе -канализация с унитазами. В "ротах" - небольших двухэтажных домиках - гальюн - обычный сортир с дырками. Нужник. И драить его - удовольствие маленькое.

А так - учиться интересно. Правда, на первом курсе предметы все больше школьные, за 9 и 10 классы. Но есть уже немного и специальных дисциплин. Преподаватель русского языка и литературы - изумительно милая дама Нина Николаевна. Все курсачи в нее влюблены.

В следующем году в училище последний год будет пятый курс учиться. Сократили сроки обучения на год. Теперь -четыре курса, а по срокам - три года и семь месяцев. Впрочем, это в условиях приема записано. Четвертый курс -совсем короткий. Семь месяцев - это с практикой, которая длится до конца навигации, то есть по октябрь включительно. А в марте на четвертом курсе уже ГОСы - государственные экзамены. Отработают молодые специалисты навигацию - и на военную службу. Конечно, в военно-морском флоте -еще три года тельняшку носить. Но, зато - стажировка на море, как бы и по специальности. А в "сапогах" - два года, но шинелька-то серая, не родная. Портянки, опять же. 

Город Великий Устюг - небольшой совсем. Но, молодежи много. Есть, кроме речного училища, педучилище, медучилище, автотранспортный техникум, несколько профтехучилищ, в том числе и ГПТУ-4 речного флота. Илья там не был, но когда на завод ходили, видел: небольшое деревянное строение рядом с проходной завода.

Речное училище - одно из старейших в стране. В начале 1920-х сформировано. Есть знаменитые выпускники. К примеру, Зосима Шашков, министр речного флота с 1939 по 1961 год.

Церквей старинных много. Конечно, религия - опиум, но построены церкви очень добротно, украшают город и особенно красиво смотрятся с реки.

- А как в Устюг добраться ?
- Я поездом до станции Ядриха еду, небольшая такая станция перед Котласом. А от Ядрихи в Устюг автобус ходит. Час езды.
- А если пароходом из Вологды ? - Францу хотелось сразу окунуться в водную стихию, пусть, для начала, в качестве пассажира...
- Из Вологды до Тотьмы пароход-колесник ходит. Но это - половина пути примерно. Дальше - мелкие суденышки бегают. Точно сказать не могу, не добирался в Устюг таким образом.
Кстати, из Вологды в Устюг "кукурузник" АН-2 летает. Пара часов - и в Устюге. Подороже, конечно, чем поездом, но зато - аэродром почти в городе, и в Вологде - в Прилуках. 

- Поедем для начала поездом, - предложил Грэй. У меня денег не слишком много... Ты-то на сенокосе хоть немного заработал !
- Смешные деньги на сенокосе платят, - улыбнулся Илья. Пятьдесят копеек в день. Рублей пятнадцать вышло. А на самолете - двадцать пять. Болозе, часть оплаты сеном причитается. А у родителей - корова.
- А что, пароходов в Устюге много? - поинтересовался Франц.
- Ты сначала поступи ! Пароходы - подлое наследие капитализма, как наш преподаватель по ДВС говорит, -съязвил Илья.
- Я не знаю, что такое ДВС, - обиделся немного Франц..,-..К тому же, читал в одной морской книжке, что настоящие моряки все суда называют пароходами.
- Тогда тебе в твой хваленый Херсон надобно поступать. В Устюге - речники. И я заметил, они не очень любят про морские пароходы разговоры вести...
- Так что же такое ДВС?
- ДВС - это двигатель внутреннего сгорания. И суда, которые силовую установку имеют дизельную, называются теплоходы. А паровые суда в Устюге тоже есть. Несколько двухпалубных пассажирских колесников, построенных еще при царе- Горохе. И десятка два плотоводов послевоенной постройки, правде есть и древнее - довоенные . На пароходах в основном ремесленники работают, ребята из ремеслухи. Они там на механиков-паровиков и судовых машинистов учатся. 
А мы - дизелисты по-совмещенке. Правда, после второго курса есть у нас месячная ознакомительная групповая практика в сентябре. вот тогда почти весь курс по паровым буксирам расписывают.
- А почему так ?
- Раньше паровые буксиры, особенно самые большие из них -  в Устюге "генералами" прозвали, ходили на угле и команды там были, как нам преподаватель рассказывал, больше тридцати человек. Совмещенки не было. Считай: комсостава - восемь человек, три машиниста, три рулевых, шесть матросов, шесть кочегаров, а то, может и все- 12. Повар-кок, радист... Вроде тридцать два человека на "генералах" команда была. А теперь там - совмещенка. Комсостава- четыре. Они и судоводители, и механики. Шесть рулевых-машинистов. Три кочегара-матроса. И повар-кок. Мест на этих буксирах, то есть - кают - половина. Вот и отправляют наших второкурсников, считай уже третьекурсников, человек по 10 на каждый большой буксир. Весь курс судоводителей таким образом практикуется целый месяц.
- А как насчет танцев в Устюге ? - полюбопытствовал Грэй.
- Рядом с училищем клуб речников. одна из церквей под него приспособлена. И в училище, в спортзале каждую субботу танцы. В училище порядка больше. В бывшем храме божьем обязательно махаловку кто-нибудь устроит. Или городские, или ремесло из ГПТУ. Живописно машутся. Бывает, кого-нибудь из училища за это выгоняют...

Франц слушал Илью и не подозревал, что и "махаловка" с вылетом из речного училища, и презираемая Ильей ремеслуха - его скорое будущее.



- Давно хочу тебя спросить, Франц, почему имя у тебя такое фашистское ?- полюбопытствовал Илья, видимо решивший, что пора и Францу что-нибудь интересное рассказать.
- Деда у меня Францем звали. Пропал он в войну. 
- Так а деда почему так звали ?
- Это долгая история. Бабушка, матери мать, рассказывала, что дед Франц в Финляндии родился, потом семья в Австро-Венгрию еще до революции уехала. Дед почему-то после революции, будучи еще молодым, в Союз приехал. В Карелию. Там его следы и затерялись. Остался у него 1929 года рождения мой отец. Но с ним мать недолго прожила: не сошлись, как у взрослых принято, характерами, мать так говорит.
- Понятно. Значит, ты у нас буржуй и не совсем советский человек, как наш замполит про одного курсанта из Средней Азии дразнится.
- Илья, ты хоть глупости-то не повторяй, -вступился за друга Грэй. Франц - наш человек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий