пятница, 16 декабря 2016 г.

МЫ С ТОВАРИЩЕМ РАБОТАЛИ....глава 4. ПУТЬ В ВЕЛИКИЙ УСТЮГ. ПАРОХОД БЕЛЫЙ-БЕЛЕНЬКИЙ...







И все же друзья решили отправиться в Великий Устюг водным путем. Илья посмеивался, притащил карту реки, показал, где река Вологда в Сухону впадает, где пристань Тотьма - место пересадки с колесника на "Москвич", идущий до Нюксеницы. В Нюксенице, объяснил, придется ждать еще один теплоходик - ПТ-шку. Хихикнул: в Устюге ПТ остряки так толкуют: ПТ -"потерпи товарищ", или "плавающий танк" - кому как больше нравится. 

Посоветовал взять с собой побольше еды, с гопниками не связываться и водку- ни в коем случае.
-Вас, салажат за три версты видно. То, что вы тут навыдумывали про романтику - забудьте. Расскажите мне про алые паруса над колесным пароходом где-нибудь на третьем курсе. Если будет желание. А доберетесь до Устюга, сразу в училище. Поселят вас, конечно, в спортзале, там и нас лонись, то есть в прошлом году, селили. Целая рота помещается. С ротным не задирайтесь, деньги берегите, замечайте, кто среди абитуры потолковее, их и держитесь. За дней десять отстреляетесь. Если все три экзамена на четверки сдадите - считайте, что поступили. Да. еще, на медкомиссии не завалитесь. Там строго. Особенно, зрение и слух. 
Если по конкурсу на судовождение не пройдете, соглашайтесь на путейское отделение. На первом курсе, редко, но бывает, удается некоторым перейти в судоводы. Пока спец-предметы не начали изучать. 
Когда отбываете ? ВызовА не забудьте. И остальные бумаги, которые письмом не отправили. 
- Послезавтра уезжаем, Илья. Спасибо за помощь. 
- Ну, завтра вечером в кино приходите. Днем я с батей по губину иду с утра. А вечером - в клуб. Пока !

Весь день с утра Грэй и Франц сборам посвятили. Большие чемоданы, с которыми от родителей приехали, брать не стали. Еду в авоськи сложили: наливушки с яйцом и брусникой моченой, огурцы, хлеба немного ( хлеб везде купить можно !), вареные яйца домашние, соль в пакетиках из газет, 
бабушка свежих пряников ( прЕников !) из лавки притащила, пару банок рыбных консервов, молодой картошки подкопала, сварила в мундирах: на два раза двоим поесть хватит. Деньги по разным местам разделили, без кошельков- бумажников. Туда на билеты по десятке, обратно - по десятке, ну и на еду - по рублю на день. 

Вечером в кино уже и идти не хотелось, да Илье пообещали. В клубе народу немного, кино оказалось неинтересным, про любовь-то оно про любовь, да больно старые эти влюбленные, им бы пора на пенсию, а они на свидания бегают !

На танцы не остались. Девчонки не обиделись: поняли важность предстоящего события. Медленно шли по домам. Илья - тоже. Еще раз посоветовал, как и что. Как на экзаменах держаться, как на приемной комиссии отвечать.

Распрощались. Спали плохо. 
Утром пыльный автобусик, нещадно воющий на подьемах, набитый колхозниками и колхозницами, везущими в Вологду кто огурцы, кто грибы, доставил будущих речников в недальнюю Вологду. 
В Вологде - сразу на речной вокзал. Номер автобуса, каким добраться до речного вокзала, быстро узнали. 
- Смотри, Грэй, вон пароход наш стоит. Двух-палубник. Колес -то не видать.. Плохо тогда знатоки-теоретики парусного флота разбирались в колесных пассажирских пароходах. А и правда: издали колеса у "пассажиров" не так заметны, как у буксиров, коих тут же на реке стояло несколько.

Много лет спустя приехал как-то Франц в Вологду 1990-х и не узнал реку: пассажирский дебаркадер все еще был жив, но выглядел как-то замызганно: давно не крашен и без пароходов. Да и пассажиров не наблюдалось.
А тогда, в 1967-м, жизнь у речного пассажирского вокзала была не менее оживленной, чем на автовокзале. Кроме большого пассажирского двухдечника, ждали отправки в рейс юркие "Москвичи", пара колесных пассажирских пароходов поменьше. Облепили берег малые катера. Важно дымили у ошвартованных к берегу барж рыжие чернотрубные буксиры с яркими именами на сияниях обносов: "Педагог", " Пилот", "Яков Свердлов".

Купили билеты, с завистью взглянули на практиканта-матроса, проверяющего билеты у трапа, нашли свою каюту третьего класса.  Вскоре, неуклюже потолкавшись у дебаркадера, пароход гуднул басовито и выбрался на фарватер. Застучали шумно плицы, потянулся за кормой необычный след из двух волнующихся дорожек- от каждого колеса отдельно. Совсем не такой, какой видели друзья на озере у самоходок и рыбацких МРБ. 
Вологда река вскоре сменилась более широкой Сухоной. Берега были низкими, заросшими ивняком, совсем не такими, как их парни представляли.
- Я Днепр видел, вот это река, так река. Берега высоченные, сел много, городов разных..- вздохнул Грэй.
- А мне, Грэй, север больше нравится. Тихо здесь. Народ на севере добрый, хороший народ, - задумчиво протянул Франц. 
- Ага, вспомни, что Илья говорил. Всякие есть. 
-Так и у нас в городе - всякие. Зато, у деда в деревне, заметил, какие люди славные !
- Славные-то они славные, да пьют много. И соображают после первой бутылки плохо. 
- Всяко бывает. Но, вот нравится мне на севере...
- Сам же говорил, что один из дедов у тебя - финн. Вот в него ты и пошел. 
Житель лесов, болот и сумрачных скал !
- Ты мне еще про "приют убогого чухонца" напомни.
- "На убогого чухонца" ты совсем не похож. Да и нет ныне этих "убогих чухонцев". Финляндия, я читал, одна из самых развитых стран в Европе. Помнишь, мы в библиотеке журнал "Морской флот" смотрели. Какие пароходы финны строят ! Загляденье ! На таком бы поработать !

Вскоре на палубе, где друзья стояли уже почти два часа, стало прохладно и будущие речники ушли в каюту. Спать пришлось сидя. Рано утром пароход пришел в неведомую ранее Тотьму - старинный город на берегу Сухоны, известный как "родина мореходов". Но о тотемских мореходах Грэй и Франц тогда ничего не знали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий