Илья учился в Великом Устюге и Франц с другом Грэем заболели речной романтикой. А для надежности стали готовиться к вступительным экзаменам. Подолгу сидели в рыбацкой лодке подальше от берега, подальше от веселой деревенской компании, завершившей работу на сенокосе и пропадавшей то в лесу за губиной, то на озере с рыбаками. И лодка друзей держалась в стороне от рыбацкого промысла, от стучащих дизелями МРБ, от огромного коварного невода, не оставлявшего шанса крупным озерным щукам, сигам и окуням. Только мелкая сорога, да проныры-ерши частью умудрялись избежать рыбьей незавидной судьбы. Но рыбалка не интересовала более Франца и Грэя.
В лодке у будущих речников-судоводителей легкий ветерок шелестел листами учебников и тетрадей, друзья диктовали друг-другу тексты для экзамена по русскому языку, разбирали ошибки, решали задачки по алгебре и геометрии, вспоминали лаконичные рассказы Ильи об училище.
Из Устюга пришло два письма - два вызова на экзамены.
Стояли солнечные теплые дни второй половины июля.Озерные дали были светлыми, как мальчишеские мечты . В мечтах жил загадочный город Великий Устюг, река Сухона, спешащая в далекую и суровую Северную Двину, большое серьезное училище, строгие преподаватели и командиры, долгожданные речные науки, которые придут на смену нудной алгебре и геометрии.
- Опять ты "не" с глаголами слитно пишешь,- возмущался Грэй, который в свидетельстве о рождении числился Гурием.
- Сам-то ошибок понаделал !
- Не поступим, братишка... Илья говорит: сдать надо не менее, чем на четверки.
- Пойдем учиться на "путяг". Там на судовождение конкурс большой, а на путейское отделение берут и с тройками..
В речном училище города Великий Устюг было два отделения: судоводительское, где на базе восьми классов готовили судоводителей речного флота ( как значилось в листке- объявлении о наборе учащихся - "штурман - помощник механика дизельных судов").
И техников-путейцев. В объявлении они были названы не совсем понятным словом "техник-путеец".
Конечно, Илья объяснил кто такие эти "техники-путейцы". Гордый своей будущей судоводительской специальностью, Илья для обозначения того, кто такие "техники-путейцы" использовал лаконичное, несколько презрительное "путяги".
Ну, да, конечно. Эти ребята обречены на ковыряние в перекатах и других мелководьях. дабы обеспечить безаварийное движение транспортного флота. Путяги будут работать на ЗЕММАШИНАХ. Так настоящие речники транспортного флота называют земснаряды. А еще эти самые земснаряды зовут просто ГРЯЗНУХАМИ. Стоит такая грязнуха на перекате и копает речное дно на фарватере. Или рядом с фарватером. Знают путейцы много хитростей профессиональных, дабы речной сток не нарушить и судоходство обеспечить. Земснаряды бывают черпаковые и землесосы. На Сухоне и Двине работают в основном землесосы. Разрыхляют песчаные наносы, смесь воды и песка по специальным пульпопроводам откачивают подальше от судового хода. Путейское хозяйство - сложное. Изыскательские партии. Мотозавозни для заводки становых якорей. Рабочие лодки. Брандвахты. Всем этим руководит командир земснаряда. Такая должность. Командир. Правда, у торговых моряков эта должность зовется БАГЕРМЕЙСТЕР. Но это - у моряков. На реке - командир. По-военному.
Такую информацию поведал Илья о путейцах. Желания стать путейцами сие у друзей не прибавило.
-Ну, тогда, есть еще в Устюге РЕМЕСЛУХА. ГПТУ- 4. Та еще шарага, - съязвил презрительно Илья.
Друзья ремеслуху отвергли категорически. А зря... Пригодилась ведь. Да и не столь уж убога была та ремеслуха. Бывали похуже...
Комментариев нет:
Отправить комментарий