суббота, 17 декабря 2016 г.

МЫ С ТОВАРИЩЕМ РАБОТАЛИ.. ..Часть 5 . По Сухоне - реке. Тотьма и Нюксеница.







Пристань Тотьма в 1960-е годы.

 Утром пароход ошвартовался к дебаркадеру, означенному как ТОТЬМА.
Подумывали уже, не прогуляться ли по городу, но в кассе узнали: через час теплоход "А.С. Лесков", небольшой такой, как позже выяснили, тот самый знаменитый пассажирский речной трамвай "Москвич", уходит на Нюксеницу. Взяли билеты и вскоре продолжили путь. Река стала живописнее, появились деревни по высоким берегам, небольшие, по-северному зеленые, с ядреными избами, построенными в те вольные времена, когда не было еще кровососущих колхозов, а крепостное право, и так не больно-то распространенное в этих краях, ушло в прошлое. У Франца была старая книга, подаренная дедом и зачитанная до дыр. Исторические записки о землях вологодских и зырянских. Переплелись в этих местах традициями и верованиями древние зыряне, вепсы, меря и поморы. 

Книгу Франц прочел, но только через много-много лет, когда проснулся в нем взрослый интерес к карелам и финнам, вернулся он любопытством немаленьким к северным исконным народам. А сейчас внимательно всматривались друзья в низкосидящие самоходки -немки, в шлепающие напряжно плицами плотоводы, волокущие против течения в порт Сокол огромные "ерши" плотов. Знали уже - в Соколе большой бумажный комбинат, туда ползут по строптивой Сухоне буксирные пароходы - трудяги.

В Нюксенице узнали: теплоход ПТ - 4 будет на Устюг рано утром. Дебаркадера в Нюксенице не было, ночевать пришлось у костра на берегу. Здесь ждали теплохода еще несколько парней- рОбят, добирающихся в Устюг из близлежащих деревень и приехавших в Нюксеницу на том же "Лескове".
Ночь прошла в разговорах у огня. Пекли картошку, которой у деревенских было вдосталь. Угощались пирогами. раздобыли у местных котелок, кипятили чай. 
А утром, чуть свет, ткнулся форштевнем в берег странный теплоходик, более похожий на баржонку, чем на пассажирское судно. Тот самый ПТ-4. Сбросили на берег матросы трап с одним поручнем. Крутой и узкий. Местному народу - не привыкать: прибывшие выгрузились, ожидавшие на берегу - загрузились. С палубы в трюм вел широкий и тоже крутой стальной стационарный трап. Внизу - жесткие скамьи. Впрочем, на палубе скамьи тоже были, но парни-робята вниз спустились: спать хотелось, а внизу можно было и поваляться на полупустых сиденьях. Конечно, проспали всю красоту Нижней Сухоны. Крутые -крутые - до неба берега, знаменитые Опоки, самые капризные и мелкие перекаты. Потом, в Училище уже, Франц сдавал спецлоцию Сухоны, заучивал старательно реку, по которой прошел-проспал пассажиром, на которой больше и побывать-то и не довелось:

"Река Сухона - 553 километра. берет начало в Юго-восточной части Кубенского озера, вытекая из него двумя рукавами: собственно Сухона и Пучкас. Протяженность от плотины "Знаменитой" до устья - 553 километра. Площадь бассейна - 52 тыс. 400 километров квадратных, годовой сток - 15 км кубических, падение реки -58,08 метра.
В судоходном отношении Сухона делится на три плеса:
1. Шлюз "Знаменитый - город Тотьма.
"Протяженность участка "Шлюз "Знаменитый-Тотьма 277 километров. Рассматриваемый участок почти на всем протяжении проходит по широкой пойме - до 25 километров шириной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий