КОНСПЕКТ ПО ПРЕДМЕТУ СУДОВЫЕ ПАРОСИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ.
1967-1968 учебный год. Городское профтехучилище № 4 речников.
Город ВЕЛИКИЙ УСТЮГ.
Преподаватель - МАРИН Иван Михайлович.
Частный сектор города Великий Устюг. Не изменился за 50 лет...
"Нет у меня фотографии Ивана Михайловича! И Кол Колыча бы не было,
да вырезка из газеты выручила.
А был Иван Михайлович человеком запомнившимся. Наряду с директором и Кол Колычем. И мастером Скурихиным...
Но если у Кол Колыча юмор был мягким и не на каждом занятии имел место быть, Иван Михайлович веселил нас постоянно. Причем, мог резко прекратить веселье..И шутки у него часто были ехидненькими...
А афоризмы его и "крылатые выражения" я даже записывал: посмотри в конце тетради. Марин конспекты на проверку не собирал, поэтому туда все можно было писать.
Например, команду в машину: "Задний вперед!"...
Вот тебе конспект по силовым установкам. Работай !"
Франц положил на стол вторую тетрадь, сохраненную им со времен учебы в Устюге Великом. Тетрадь была даже потолще, чем конспект по лоции. Состояла из двух разделов: "Паровые машины" и "Паровые котлы".
Дата первого занятия не обозначена. Где-то в начале октября. Когда деревья уже утратили зеленый наряд, а ледяные ветра с севера гнали по хлябям небесным серые тяжелые тучи....
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ. РАЗВИТИЕ ПАРОВЫХ МАШИН. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.
Пришедший на смену феодализму капитализм вызвал бурный рост машинной техники. Но с течением времени дальнейший рост промышленного производства тормозился отсутствием двигателя, который мог бы работать в любую погоду и в любых условиях.
И такой двигатель создал впервые в мире механик, мастер Колывано-Воскресенских мастерских в городе Барнауле Иван Иванович ПОЛЗУНОВ
в 1763 году, опередив Джона УАТТА на 21 год.
Из-за косности царского правительства машина проработала в качестве привода воздуходувок в 1766 году 1000 часов и была остановлена. Ползунов не дожил до пуска своей машины: 16.05. 1766 года он скончался, будучи подорван тяжелым трудом.
Машина Ползунова была 2-х цилиндровая, имела водо- и парораспределительные механизмы.
Ее мощность была 32 л.с.
В 1784 году англичанин Дж. УАТТ создает паровую машину с двойным действием и с центробежным регулятором числа оборотов.
В 1707 году американец ФУЛЬТОН изобрел первый пароход с гребными колесами "КЛЕРМОНТ" мощностью 20 л.с.
В 1815 году построен первый русский пароход "ЕЛИЗАВЕТА" в Петербурге.
Мощность судна была 16 л.с.
Над усовершенствованием паровых машин работали русские механики и
изобретатели:
В 1820 году Ст. ЛИТВИНОВ изобрел оригинальную ПМ двойного расширения, работающую на перегретом паре и по прямоточному циклу, а
также паровой котел- предшественник современных котлов.
Изобретатель НАЗУКИН построил ПМ высокого давления, опередив иностранных ученых на 50 лет.
Кроме них, над усовершенствованием ПМ работали изобретатели СОБОЛЕВСКИЙ, ИСТОМИН, ВЯТКИН, БОРЗАЙ, ЗАЛЕСОВ, КАЛАШНИКОВ.
С 1820 года постройку паровых машин освоили многие заводы России.
ПМ строились в Петербурге, Сормове, на Пожевском заводе близ Перми,
на Урале.
Наклонная паровая машина колесного парохода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий