вторник, 10 января 2017 г.

МЫ С ТОВАРИЩЕМ РАБОТАЛИ... Глава 17. РЕКА И МОРЕ.. НЕМНОГО О МОРЕХОДКЕ. И ВОЯКАХ.







Здание ГПТУ-4 речного флота в 2000-е годы. Нет в Великом Устюге ныне "ремеслухи". Точной даты закрытия Франц назвать не мог. Где-то в 1990-е.

Записывая рассказы Франца о ГПТУ-4, я невольно сравнивал это училище с нашим петрозаводским. Там тоже было много забавного и давно я подумываю написать про альма-матер. Было совсем уже подготовил черновики. Но вот встретил Франца и загорелся повестью о далеком Устюге, таинственной Сухоне, труженице Северной Двине, которую знаю по Архангельску. Двине, много раз встречавшему мои пароходы, бредущие с моря за пилолесом.
Верно, не время еще доработать записки про Петрозаводск и благословенный БОП, так и не ставший моим пароходством на всю жизнь.
Но, загадочным образом очаровавший Франца. Который поменял океанские пароходы Балтийского пароходства на баржеватые "жабодавы" река-море, полюбил эти не совсем морские суда. Даже после распада БОПа в начале 2000-х работал на онежских судах до самой пенсии. 
- Это только в мальчишеском возрасте казалось, что огромные морские, океанского плавания теплоходы - очередная, более совершенная ступенька в судоводительском ремесле, - грустно заметил Франц. Река, она крепко привязывает, держит, не отпускает. Возможно, не всех. Конечно, ты сразу с река-море судов начинал. И неведомо тебе тихое обаяние Сухоны, весеннего двинского притока с кратким именем -Юг, не видел ты Вычегду с палубы колесного парохода. Я в мореходке как-то заикнулся, что первую в жизни навигацию на колесном буксире отработал - на смех подняли. Впрочем, я их, салаг быстро заткнул. 
А теперь очень рад, что в Устюге поучился. Что до "более высокой ступеньки", - высота мостика никак не влияет на уровень судоводительского мастерства. Морские большие пароходы - они для открытых вод. В реке моряк чувствует себя менее уверенно, чем речник с морской подготовкой в море... Впрочем, тут под одну гребенку стричь нельзя... Да ты и сам знаешь всю нашу кухню. Вот только много потерял - на колесных пароходах по Двине не прошелся...
И еще - в мореходке уже не было того телячьего восторга от формы, нашивок, пуговиц там всяких. И когда на практику пошел, даже учебный парусник не вызвал в душе того волнения, какое испытал весной 1968 года,  впервые ступив на колесный буксир в качестве матроса-кочегара.
- Тебе, Франц, повезло, что на военную службу не попал. Я вот потерял два года. Кафедру в Петрозаводске ввели лишь в 1972 году.
Призыв в войско государево  итогом имеет отвращение к форме, строю, злобным прапорам и солдафонщине в целом.
- Не знаю, как там в "сапогах", но у нас в мореходке господа офицеры тоже изрядно кровь портили. Ко мне как-то придрался "капраз" из за прически, как к салаге последнему. А я ведь после Устюга чувствовал себя человеком вполне взрослым, полторы навигации отработавшим..
Скажу тебе, вспоминая Устюг, что там военный флот воспринимался как нечто героическое, благородное, стоящее на самом верху морской иерархической пирамиды..Как млели мы на танцах под "Усталую подлодку", которая "из глубины спешит домой" !
- Ох, Франц, у меня никогда к военным кораблям никаких теплых чувств не было. Море, красивое творение природы, серые хищные туши всяких там авианосцев и крейсеров, подлодок и крейсеров совсем не украшают. Поэтому, когда после ПРУ стали меня в ВМФ сватать в военкомате, я извернулся ловко и угодил в "сапоги" - год сэкономил. Отслужил и забыл. И вспоминать не хочу. Не горжусь и не благодарен. Училища вполне хватило. И роты там были, и строевая подготовка, и форма, от которой никогда не кайфовал, как ты в своем Устюге. 
- Я изначально морскую профессию очень романтизировал, - улыбнулся глазами Франц. Но, вот ведь как все повернулось - в Устюг занесло, да еще в ГПТУ, которому, в принципе благодарен. Грэй речное училище закончил, но на реке поработал всего несколько лет. Конечно, самая больная проблема на флоте - жилье. Благо, я в Балтийском пароходстве на квартиру все же тряпок наторговал.  
- А я из-за жилья в рыбаки подался. В БОПе - глухо было. Даже в корявых Пиндушах и очень уж позабытом богом Беломорске квартиру с краном, откуда хотя бы холодная вода течет и с унитазом, естественно, получить было очень проблематично. 
- Да, я в БОП пришел уже с кооперативной квартиркой на ленинградской окраине...




За неимением речников устюгских при погонах, приведу для наглядности речников пермских начала 1950-х. Погоны, о которых рассказывал Кол Колыч - налицо.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий