Впервые о погонах военного образца у речников услышал Франц от Николая Николаевича Пластинина. Были такие на речном флоте с 1947 по 1954 год. Много о них писать не буду - в интернете достаточно информации.
Я уже упоминал, что Франц самыми запомнившимися преподавателями в ГПТУ называл И.М. Марина и Н.Н. Пластинина ( газетная заметка о нем - в предыдущей главе.
Кол Колыч, что называется, был преподавателем "от бога". Умел поддерживать порядок на занятиях без повышения голоса, всегда был доброжелателен и улыбчив.
Выпускник В-УРУ, он после нескольких лет штурманской работы, пришел преподавателем в ГПТУ-4. Предмет свой знал досконально. Частенько в ходе занятий использовал запоминающиеся примеры из пароходской жизни.
- Было время, после войны речники носили погоны наподобие военных, только просветы на них были зеленые, - рассказывал Кол Колыч в конце пары, когда еще не привыкший к "двум урокам подряд" ремесленный народ начинал позевывать. - Был у нас на пароходе капитан в звании старшины... А его помощник - офицер. На пароходе помощник, естественно, подчинялся капитану. Зато, на берегу капитану первому приходилось честь помощнику отдавать. Вероятно, из-за этой несуразности погоны в 1954 году и отменили...
- А почему сейчас речникам нельзя погоны гражданские носить, как морякам торгового флота, - интересовался Франц. Нравились ему лаконичные погончики моряков торгового и рыболовного флота. Он и себе такие заготовил с минимумом тоненьких нашивок, да старший мастер отобрал..
- Ничего не могу сказать по этому поводу. Слышал только, готовят речному флоту новую форму. Там и погончики будут, - улыбался Кол Колыч и заканчивал урок...
Новую форму речникам ввели через три года, кажется в 1970-м году. Обрезали на нашивках петли-вензеля, заменив их перьями наподобие железнодорожных, только с якорем и штурвалом.
В Петрозаводске у нас их не особо жаловали онежские мореходы Минречфлота. А у Франца проблема решилась еще проще после поступления в Ленинградскую мореходку.
Работая в Беломорско-Онежском пароходстве в 1970-х годах слышал от знакомого штурманца как в Калининградском кабаке какой-то подпитый рыбак обидел БОПовца, зарулившего в злачное место в форменке с погончиками, на которых красовались "перья". Еще одно "перо", согласно правилам ношения форменной одежды, пристроено было у БОПовца на правой стороне груди...
- Тебе бы еще в задницу перо, глядишь, и взлетел бы ! - съязвил рыболов. Завязалась потасовка...
Франц сберег конспект лекций Кол Колыча и теперь, спустя полвека передал мне для повести о его учебе эту старенькую тетрадочку. И еще - старый учебник "Речное и озерное судовождение" со штампом "Библиотека завода Кузино" и с таким же штампом - учебник "Лоция внутренних водных путей". Фотографиями из сих почтенных изданий оживлю написанное, как и записанными вкратце на свободных листах конспекта рассказами Кол Колыча. Франц вспомнил их с дополнительными подробностями, что немаловажно.
- Позже, в мореходке, где основными предметами стали науки морские: навигация, морская лоция, управление судном, мореходная астрономия, науки Кол Колыча ушли из памяти, но вот сохранил конспекты и многое вспоминается, - улыбался Франц.
- А у меня в Петрозаводском речном училище и твои речные премудрости были в списке изучаемых, и те, что ты в мореходке изучал, - посмеивался я.
- Уважаю. Только на морских пароходах понял, что, как Кол Колыч говаривал:" Морское дело - наука, речное - искусство !".
Учебник из Великого Устюга. В.Ф. Саратов. 1961-й год издания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий