Великий Устюг. Панорама с реки Сухоны. Город, издавна стоявший на водной дороге из Вологды в Архангельск. Ныне не дымят на реке пароходы, пуст берег, где ранее разгружались баржи и швартовались - чалились пассажирские теплоходы. Пароходы - двухдечники из затона весной уходили на Большую Двину, а в Устюг ходили "ПТ" из Нюксеницы, позже их сменили скоростные "Зорюшки" - теплоходы типа "Заря".
В тот год зима в Устюг запаздывала. В начале октября еще было дождливо и сыро. Таким был весь октябрь.
- Когда отпросился я в деревню на октябрьские праздники, снега еще не было. В деревне пришлось напялить резиновые сапоги, -рассказывал Франц.
Сухона торопилась мимо города мрачно -серая. навигация заканчивалась.
В затоне судоремонтно-судостроительного завода, куда на ознакомительную экскурсию водил группу 76 мастер производственного обучения Александр Григорьевич Скурихин, пароходов было всего несколько из тех, кто нуждался в ремонте и не мог более работать.
- Скоро соберутся все 17 "генералов", - рассказывал мастер, - буксиры поменьше - "лимендские", их еще "рахитами" дразнят, несколько совсем небольших пароходов и несколько пассажирских двухдечников.
- А "генералы" - это почему так? - полюбопытствовали иногородние.
- Вам местные ребята наши все расскажут, - улыбнулся Скурихин, - а я хочу про завод вас просветить. Завод наш уже сто лет здесь работает. Начиналось все с Михайловских мастерских на том берегу, где сейчас Кузино.
Завод и морские суда строит: видите на слипе стоит пассажирский теплоходик. Эти суда мы поставляем даже на Черное море, они там работают в прибрежном пассажирском сообщении.
А вон тот сухогруз - бестрюмный типа "Окский".Самоходная баржа-площадка, иными словами. Их строят для Большой Двины. Уже несколько теплоходов работают там на линии Котлас-Архангельск...
Александр Григорьевич провел группу по цехам завода, объяснил назначение больших и малых станков и разнообразных механизмов, вкратце рассказал о принципе работы слипа...
- Понимаешь, мне как-то даже неинтересно на заводе было, -смеялся Франц. По-прежнему в голове жили парусники, дальние моря, бравые мореходы...А тут - слип, буксиры, баржи..
Но вот сама река... Я так и разрывался всю жизнь между красивостью морских скитальцев и красотой северных рек. Впрочем, и Волга меня в свое время покорила.. А вот волгари... Какие-то они были провинциальные, полусухопутные. Даже здесь в Устюге чувствовал я больше моря..Но, опять же.. Преподаватель Иван Михайлович Марин - он с Волги в Устюг приехал. Как он нам, ремесленникам -пацанам нравился ! Веселый был человек. Знающий. Уж как мне не хотелось сначала паровые машины изучать.. А увлекся.. Потом так и не полюбил теплоходы той нежной любовью мальчишеской, каковой паровые суда полюбил в Устюге благодаря Ивану Михайловичу.
В первое же воскресенье октября в общежитие пришел сухонький мужичок, как оказалось, работник грузового участка. Он предложил подработать: у набережной стояла баржа с сахаром и ее нужно было срочно выгрузить. Желающих нашлось человек десять. Поехали к месту выгрузки неподалеку от пассажирского дебаркадера.
Баржа была крытой и напоминала грузовой железнодорожный вагон. Сахар находился в мешках по 50 килограммов. Работали почти весь день. Двое парней забрасывали мешок на плечо тому. кто нес мешок по трапу к грузовику на берегу. Время от времени менялись местами.
Моросил дождь. Мешки сразу же накрывали брезентом.
- В сельпо все равно продавщицы под мешок с сахаром ведро воды ставят, сахар эту воду исподволь всасывает и вес увеличивается килограммов на восемь. Выгодный продукт, - посмеивался учетчик. записывающий количество мешков в каждом грузовике.
Перепачкали изрядно новенькую робу хэбэ, вымокли, на пути в общагу замерзли. Но заработали аж по пять рублей. Франц вложил заработанное в покупку форменного кителя. На уроки в ГПТУ в нем, конечно, ходить не разрешали, но на вечерние занятия в речном училище в кителе -это было практично. Курсанты -речники не кривили презрительно губы: в кителях ходили многие из плавсостава. Да и тепло было в кителе. В зимние морозы, кроме тельняшки под китель можно было даже шерстяной свитер одеть.
Пароходы - "генералы" на Сухоне в Великом Устюге. Подробно обещал о них Франц рассказать позже. Когда пойдет речь о плавпрактике Франца на одном из "генералов".
Комментариев нет:
Отправить комментарий