пятница, 7 апреля 2017 г.

МЫ С ТОВАРИЩЕМ РАБОТАЛИ... Глава 38. Паровые машины. Классификация.







Машинный телеграф пассажирского ретро-парохода "Н.В.Гоголь".

Конспект предмета "Паровые силовые установки".

12 октября 1967 года.

Классификация паровых машин по взаимному расположению цилиндров.

1. Компаунд.
2. Тандем.
3. Тандем-компаунд.



Если цилиндры расположены рядом и работают на общий коленвал, машина называется компаунд.



Если цилиндры расположены друг за другом, а их поршни сидят на одном штоке и работают на один коленвал, то машина называется тандем.


Если цилиндры в машине расположены друг за другом и есть цилиндры, расположенные рядом, то ПМ называется тандем-компаунд.

5. Классификация ПМ по действию пара в цилиндре.

а) машины одностороннего действия;
б) машины 2-х стороннего действия;

Машины одностороннего действия в настоящее время не применяются.

6. Классификация ПМ по роду впускаемого пара.

а) машины, работающие на насыщенном паре;
б) машины, работающие на перегретом паре;

Машины на перегретом паре работают более экономично, т.к. перегретый пар содержит больше тепловой энергии.

На насыщенном паре работают только вспомогательные механизмы.

7. Классификация ПМ по роду отработанного пара.

а) Конденсационные ПМ ( выход пара в конденсатор);
б) Выхлопные ПМ ( выхлоп пара в атмосферу);
в) Теплофикационные ( отработанный пар используется для других нужд).

Конденсационные ПМ нашли широкое применение на судах, т.к. имеется в достатке охлаждающая вода. 
Выхлопные ПМ применяются только на паровозах и у некоторых вспомогательных механизмов ( шпиль, брашпиль и т.п.)
Теплофикационные машины применялись на ТЭС.
На пароходах к таким машинам можно отнести небольшие механизмы ( пародинамо, рулевые машины).

8. Классификация ПМ по парораспределению.

а) золотниковые;
б) клапанные;
в) крановые;
Широкое применение на речном флоте нашли ПМ с золотниковым и клапанным парораспределением.

9. Классификация ПМ по числу оборотов вала.

а) тихоходные ( от 20 до 50 оборотов в минуту);
б) быстроходные ( свыше 80 об/мин. );
Четкой границы между тихоходными и быстроходными ПМ нет. 

10. Классификация ПМ по направлению вращения вала.

а) реверсивные;
б) нереверсивные;
Реверсивные ПМ способны вращать коленвал в обе стороны. Главные ПМ и вспомогательные механизмы делаются реверсивными.
Нереверсивные ПМ применяются лишь на судах технического флота ( земснаряды ) и в некоторых вспомогательных механизмах.

11. Классификация МП по назначению.

а) главные;
б) вспомогательные;
Главные машины вращают гребные валы колес или винтов.
Вспомогательные применяются для приведения в действие вспомогательных механизмов.

Франц рассказывает:

Иван Михайлович Марин совсем не походил на Кол Колыча. Конечно, и кабинет Судовождения и Лоции был идеально чист и обустроен, но Иван Михайлович в этом довел помещение до идеала. В кабинете, выходящем на юг в солнечную погоду не было и пылинки. Сияли чистотой две небольшие паровые машины с разрезами в цилиндрах, чтобы можно было наглядно видеть поршни и механизм парораспределения.
Я первоначально относился к предмету Ивана Михайловича как к вынужденному жизненному неудобству, и только благодарность за помощь во время картофельной эпопеи заставляла относиться к изучению паровых машин столь же серьезно, как относился к судовождению и лоции.
Ведь в речном училище изучали дизеля, посему паровые машины казались "подлым наследием дня вчерашнего".
В те годы на речном флоте уже вовсю работала так называемая "совмещенка", или -"совмещение профессий".Капитанов "совместили" с механиками, механиков- со штурманами.
В училища набирали по специальности "рулевой-моторист / машинист", "штурман- помощник механика".
Речное училище тогда готовило на судоводительском отделении именно штурманов-помощников механика для дизельных судов.
В ГПТУ-4 тоже были группы штурманов-помощников механика, но для парового флота. Дизелистов тогда "ремеслуха" не готовила.
На Северной Двине и Сухоне бегал еще очень много паровых судов, в основном- колесных. "Винташи" встречались только в нижнем течении Двины, в Архангельске. Паровые "винташи".
Иван Михайлович сумел мое прохладное отношение к паровым силовым установка изменить, паровики стали мне интересны. Я даже уже после мореходки напросился как-то на старый пароход в БМП... Правда, долго там не пришлось поработать. Пароход списали... 
А в моей душе навсегда поселилась трогательная любовь к речным колесным пароходам. 
Когда в 2012 году в Питер пришла финская флотилия, состоящая из ретро-пароходов, помчался туда, напросился у финнов поглазеть на эти чудесные суденышки. Правда, пароходы финские все были винтовыми. Колесных судов в Суоми нет.


Гребное колесо речного буксира проекта 733.

Комментариев нет:

Отправить комментарий