Главная // Письма // Читатель - газета //
№23 (27 436) / СРЕДА, 4 марта 2015/
вернуться
Наши читатели предлагают открыть в Вологде музей Сухонского пароходства
Такое судно, снятое мной в поселке Маэкса Белозерского
района, тоже могло бы стать экспонатом будущего музея пароходства.
/Прислала Елена КУЛАКОВА, Вологда
В «Красном Севере» от 4 февраля 2015 года было
напечатано письмо вологжанина Александра Конта «О музее пароходства, или
Почему Никита Михалков свой фильм снимал в Швейцарии», которое получило
немало откликов наших читателей, некоторые из них мы публикуем.
В Белозерске был музей речного порта
Прочитал в вашей газете статью вологжанина Александра Конта и не смог не выразить своего мнения по затронутому им вопросу.
У нас в Белозерске тоже был музей, правда, не
пароходства, а одного предприятия - речного порта. Создал его простой
рабочий, впоследствии почетный гражданин города В. Н. Горин. Находился
музей в Доме культуры речников, который с началом перестройки, так же
как и музей, оказался никому не нужен. Между тем в музее была отражена
богатая история периода существования в Белозерске парового флота. В
одном из его отделов выставлялись изделия, выполненные в своих
мастерских, перечень которых составляли гудки самых разнообразных форм,
форсунки, телеграфы, литые изделия. Все эти предметы были особой
гордостью работников порта. Мне в музее было знакомо все, и посещал я
его много раз. Думаю, что это место было привлекательно для жителей и
гостей города, и очень жаль, что музей исчез безвозвратно.
А Вологодский музей судоходства можно
восстановить, коль находятся такие энтузиасты, как Александр Кубарев. Он
взял на себя трудную задачу, но если с миру собрать по нитке, то рубаху
из них сшить можно. Может, и мои ниточки для этого сгодятся, которыми я
решил поделиться.
В сухонских речниках я находился две навигации
1944 - 1945 годов в качестве практиканта речного ремесленного училища,
которое находилось в Вологде на улице Степана Разина. Плавал я на одном
из больших и мощных колесных пароходов «Тбилиси», на котором капитаном
был Николай Александрович Малков, а механиком - Платон Васильевич
Широков.
Сухонская флотилия того времени состояла из
колесных пароходов, которые в сравнении с винтовыми судами имели
значительно меньшую осадку, что и требовалось для мелководной Сухоны.
Но, с другой стороны, именно колеса были ощутимой помехой - они не
позволяли подходить пароходу близко к берегу. Этот фактор был ущербным,
особенно при заборе дров, когда приходилось устраивать длинные сходни.
Такие пароходы, как «Тбилиси», каждый раз
набирали по 60-80 кубометров дров. В их погрузке участвовала вся
команда, но больше всего доставалось кочегарам и матросам, которыми в
годы войны работали только женщины.
Много раз видел, как мощный пароход «Яков
Свердлов» легко тащил по 6-8 барж, счаленных в два «пыжа». Наблюдал, как
пароходик «Ермак» мучительно преодолевал сильное течение на перекатах.
Как небольшие пассажирские пароходы, подаренные Америкой, белые, словно
лебеди, тихо передвигались по реке. У подарков, в отличие от наших
судов, гребные колеса были за кормой, и вологодские речники сложили на
эту тему что-то вроде стишка: «Америка России подарила пароход, у него
колеса сзади и ужасно тихий ход».
История сухонского пароходства содержит немало
аварийных ситуаций. В 1944 году только экипажу «Тбилиси» пришлось четыре
раза сталкивать пароход с отмели. В навигацию этого же или следующего
года (точно не помню) осенний штормовой ветер вытеснил в Кубенское озеро
с фарватера на отмель грузопассажирский пароход «Софья Перовская». Наш
«Тбилиси» и еще два парохода два дня пытались стащить пострадавшее судно
с отмели, но тому так и пришлось зимовать на озере.
Обратил я внимание на природные прелести берегов
Сухоны. Прямо с палубы можно было увидеть грибы на берегах,
темно-зеленые острова дикого лука. Постоянное чувство голода влекло нас к
этим подаркам природы. С риском для жизни мы с палубы прыгали в воду,
выплывали на берега и собирали все, что было съедобным, а затем на
сплетенных из прутьев плотиках вплавь доставляли свои трофеи на пароход.
Наши заплывы одобрял сам капитан, поскольку похлебка из грибов и
луковая трава были ощутимой добавкой к столу всего экипажа.
Самым памятным днем из всех прожитых мною на
«Тбилиси» был День Победы. Ранним утром наш пароход подошел для забора
дров, и сторож склада прокричал с высокого берега весть об окончании
войны. На пароходе это великое событие было отмечено праздничным
завтраком - по распоряжению капитана повар испекла из резервного запаса
соевой муки по 10 оладей на каждого члена экипажа.
Александр Конт в своей статье пишет о том, что в
Вологде можно создать пароход-музей, но, по-моему, если этого не было
сделано раньше, то уже сделать нереально. Но обычный музей создать можно
и необходимо. Начатая Александром Кубаревым работа по сбору материала
для такого музея и публикация статей на эту тему на страницах областной
газеты «Красный Север», уверен, дадут свои положительные результаты.
Евгений УПАКОВ, ветеран водного транспорта, Белозерск
Заслуженные люди плавсостава и берега
Мы, речники, ныне пенсионеры Сухонского
пароходства, полностью поддерживаем автора статьи и надеемся, что
руководство города и области найдут возможность решить вопрос о
выделении помещения для музея речников Сухонского пароходства, которые
внесли достойный вклад в развитие экономики нашей области, особенно ее
восточных районов, когда только водным транспортом можно было завезти
необходимые грузы промышленного назначения и продовольственные товары.
Автор статьи прав и в том, что речники Сухоны в сложных навигационных
условиях обеспечили перевозку грузов в период Великой Отечественной
войны, связанный с обороной советского Заполярья и практически всего
Северо-Запада, в том числе и Вологодской области. Речной флот Сухоны
должен возродиться, и этому будут способствовать экспонаты музея и
фотографии заслуженных людей плавсостава и берега.
С уважением, И. ПОДХОМУТОВ, начальник отдела кадров пароходства, В. ОГОРЕЛЫШЕВ, капитан-дублер теплохода «Заря 64», В. КИШЕНИН, капитан теплохода «Яковлев», А. АРТЮШОВ, капитан теплохода «ГТ 163», В. БОГОЛЕПОВ, председатель Морского собрания города Вологды
Комментариев нет:
Отправить комментарий